Как рассказал представитель «Центра гражданских коммуникаций» Павел Чудук, в мероприятии должно было участвовать еще 10 спикеров из разных стран, в том числе и наблюдатели ОБСЕ, а также люди, занимавшиеся в США сетевой поддержкой избирательной кампании Барака Обамы. Однако в дело вмешались белорусские власти, в частности — миграционная служба. Она придралась к тому, что участники семинара приехали в Беларусь по туристическим визам и, в итоге, когда мероприятие началось, иностранные спикеры уже слали приветы по пути домой — их депортировали.
В итоге делиться секретами успеха пришлось только белорусам — журналисту Андрею Коровайко и экономисту Сергею Чалому.
— «Экономика на пальцах» стала популярной случайно. Просто совпала с экономическим кризисом, — считает Сергей Чалый. — Советы, которые в ней давались, оказались релевантны для зрителя. Весь анекдот в том, что изначально мы с Андреем обсуждали концепцию совершенно другой программы. Тема должна быть шире, чем экономика. Идея была позаимствована из журнала «Эсквайр» — это практика так называемых пьяных интервью, когда люди в процессе общения пьют коньяк, а вопросы и ответы становятся все более раскованными. В итоге мы пришли в такой формат, в который пришли, и, к сожалению, без алкоголя — видимо потому, что в рабочее время, в соответствии с Директивой № 1, нельзя.
Результат Сергей Чалый назвал неожиданным для себя. Выяснилось, что благодаря социальным сетям можно сделать достаточно много, если делать это целенаправленно, а не распыляя свои усилия в разные стороны. Появление интернета, по мнению экономиста, сродни печатной революции Иоганна Гутенберга, когда книги, которые раньше переписывались монахами в монастырях и стоили бешеных денег, стали доступны массовому читателю. Это не такая уж и безопасная вещь — в итоге часть населения Европы перебила друг друга в спорах о тексте Библии.
Интернет-сообщество, по мнению Сергея Чалого, устроено так же, как и любое другое общество. Оно имеет вертикальную иерархию, и работа по построению репутации здесь крайне важна. С появлением интернета поменялись как читатели, так и писатели. Еще с появления первых средневековых рыцарских романов они стали выполнять функции социализации людей, описывали механизмы поведения в различных ситуациях. В интернете же скорость фильтрации моментальна — человек сразу определяет, нужна ему эта информация или нет. Однако интернет вернул и некоторые черты античности — тексты стали писать не в виде монолога автора, а в расчете на убеждение других, как и на античных форумах.
Главный ограниченный ресурс в Сети — это внимание читателя, ведь он не может читать 24 часа в сутки. Капиталом является репутация, которая влечет концентрацию читательского внимания.
Может ли человек, обладающий популярностью в интернете, влиять на ситуацию? Спикеры семинара считают, что может. Но опосредованно. Это борьба за картину мира, за формирование ценностей, моделей поведения. «Сила палок» намного слабее силы тех, кто «создает миры», и люди, считая их своими, начинают действовать дальше.
Однако количество френдов в Facebook и «ВКонтакте» — еще далеко не показатель успеха. «Популярность в социальных сетях не тождественна успешности блогера, — считает Андрей Коровайко. — К примеру, у Люси Лущик френдов в социальных сетях больше, чем у меня, однако блогером ее назвать сложно».
По итогам семинара его участники задали спикерам множество вопросов, большинство из них касалось обратной связи с читателями и зрителями, творческих планов, а также конкретных советов начинающим блогерам. Касаясь последнего пункта, Сергей Чалый отметил, что у каждого человека есть какие-то свои уникальные качества, знания и умения, и именно на них стоит делать акцент.